Дао Программирования


Содержание

Книга 1 -- Безмолвная пустота

Книга 2 -- Учителя древности

Книга 3 -- Проектирование

Книга 4 -- Написание

Книга 5 -- Поддержка

Книга 6 -- Управление

Книга 7 -- Административная мудрость

Книга 8 -- Аппаратное и программное обеспечение

Книга 9 -- Эпилог

Книга 1 -- Безмолвная пустота
Так говорил учитель:
''Когда ты научишься ловить код ошибки по стеку корки, наступит твое время уходить''.
Нечто таинственное возникло, родившись из безмолвной пустоты. Одиноко и недвижимо ожидая, оно покоится и все же пребывает в постоянном движении. Это источник всех программ. Я не знаю его имени, поэтому я буду называть его Дао Программирования.
Если Дао хорошее, то операционная система хорошая. Если операционная система хорошая, то и компилятор хороший. Если компилятор хороший, приложение тоже хорошее. Пользователь доволен, и во всем мире воцаряется гармония.
Дао Программирования уплывает далеко и возвращается на утреннем ветре.
1.2
Дао породило машинный язык. Машинный язык породил ассемблер. Ассемблер породил компилятор. Теперь в мире десять тысяч языков.
У каждого языка есть свое, хоть и скромное, предназначение. У каждого языка есть отражение Инь и Янь в программах. У каждого языка есть свое место внутри Дао.
Но не пиши на Коболе, если можешь этого избежать.
1.3
Вначале было Дао. Дао породило Место и Время. Поэтому Место и Время - это Инь и Янь программирования.
У программистов, не постигших Дао, всегда не хватает времени и свободного места для своих программ. У программистов, постигших Дао, всегда достаточно времени и места для выполнения цели.
Как может быть иначе?
1.4
Мудрый программист слышит о Дао и усердно следует ему. Программист средних способностей слышит о Дао и ищет его. Неумный программист слышит о Дао и смеется над ним.
Если бы над ним не смеялись, Дао не было бы Дао.
Высокие звуки труднее расслышать. Движение вперед - пусть к отступлению. Большой талант проявляется на склоне лет. Великая белизна кажется покрытой пятнами. Даже в совершенной программе есть ошибки.



Книга 2 -- Учителя древности
Так говорил учитель:
''После трех дней без программирования жизнь становится бессмысленной''.
2.1
Программисты старых времен были загадочны и мудры. Мы не можем постичь их мысли, но мы можем описать их внешность.
Настороже, как лисица переходящая воду. Наготове, как генерал на поле боя. Сердечны, как хозяйка, приветствующая гостей. Просты, как деревянная заготовка. Непроницаемы, как черное озеро в затененной пещере.
Кто сможет поведать секреты их сердец и умов?
Ответ существует лишь в Дао.
2.2
Великому учителю Тьюрингу однажды приснилось, что он машина. Когда он проснулся, то воскликнул:
''Я не знаю, кто я - Тьюринг, которому снится, что он машина, или машина, которой снится, что она Тьюринг!".

2.3
Программист из очень большой компьютерной компании побывал на конференции и, возвратившись, доложил своему менеджеру: ''Что это за программисты работают в других компанях? Они плохо себя ведут, они не заботятся о внешнем виде. Волосы у них длинные и неопрятные, а одежда старая и мятая. Они всячески нарушали наше гостеприимство и кроме того издавали грубые звуки во время моей презентации''.
Менеджер сказал: ''Я не должен был посылать тебя на конференцию. Эти программисты живут вне физического мира. Они полагают жизнь абсурдом, случайным совпадением. Они приходят и уходят, не зная границ. Беспечные, они живут только своими программами. Отчего же их должны заботить общественные рамки?
Они живы внутри Дао''.
2.4
Ученик спросил учителя: ''Вот программист, который никогда не проектирует, не сопровождает и не отлаживает свои программы. Однако все, кто его знают, полагают его одним из лучших программистов в мире. Почему так?''.
Учитель ответил: ''Этот программист овладел Дао. Он избавился от нужды проектирования; он не сердится, если система падает, но принимает Вселенную такой, какая она есть. Он избавился от нужды сопровождения; ему безразлично, увидит ли кто-нибудь его код. Он избавился от нужды отладки; каждая из его программ совершенна изнутри, изящна и ясна и ее цель самоочевидна. Поистине он постиг тайну Дао''.


Книга 3 -- Проектирование
Так говорил учитель:
''Когда программа тестируется, уже слишком поздно вносить изменения в проект''.
3.1
Один человек поехал на компьютерную выставку. Каждый день, входя, он говорил охраннику у дверей:
''Я великий вор и знаменит многими делами. Смотри в оба, так как эта выставка от меня не ускользнет''.
Это сильно встревожило охранника, потому что внутри было компьютерное оборудование стоимостью в миллионы долларов, и он стал пристально следить за этим человеком. Но тот просто бродил от палатки к палатке, тихо бормоча сам себе под нос.
Когда он вышел, охранник отвел его в сторону и обыскал, но ничего не нашел.
На следующий день выставки человек возвратился и поприветствовал охранника, сказав при этом: ''Я ушел вчера с огромной добычей, но сегодня она будет еще больше''. Охранник смотрел еще пристальней, но опять безуспешно.
К последнему дню выставки охранник не смог более удерживать любопытство. ''Господин вор'', сказал он, ''я так озадачен, что не могу жить спокойно. Пожалуйста, просветите меня. Что вы крадете?''.
Человек улыбнулся. ''Я краду идеи'', сказал он.
3.2
Один учитель писал неструктурированные программы. Его ученик тоже начал писать неструктурированные программы, имитируя его. Когда ученик попросил учителя оценить его прогресс, учитель раскритиковал его за неструктурированный стиль, сказав: ''Что подходит учителю, то не подходит ученику. Ты должен постичь Дао прежде чем переступить структуру''.
3.3
Один программист был прикреплен ко двору военачальника Ву. Военачальник спросил программиста: ''Что легче спроектировать: бухгалтерский пакет или операционную систему?''.
''Операционную систему',' ответил программист.
Военачальник недоверчиво воскликнул: ''Но ведь бухгалтерский пакет намного проще, чем сложная операционная система!''.
''Это не так'', сказал программист, ''Когда проектируется бухгалтерский пакет, программист выступает посредником между людьми с разными взглядами на продукт: как он должен работать, как должны выглядеть отчеты, каким образом он должен соответствовать налоговому законодательству. Проектируя же операционную систему, программист ищет самую простую гармонию между машиной и идеями. Вот почему операционную систему легче проектировать''.
Военачальник Ву кивнул и улыбнулся. ''Это все хорошо, но что легче отлаживать?''.
Программист не нашелся что ответить.
3.4
Менеджер пришел к Учителю и показал ему документ с требованиями к новому приложению. Менеджер спросил Учителя: ''Сколько займет проектирование этой системы, если я назначу на нее пять программистов?''.
''Один год'', сразу сказал Учитель.
''Но она нужна нам немедленно - или еще раньше! Сколько это займет, если я назначу десять программистов?''.
Учитель нахмурился. ''В этом случае это займет два года''.
''А что, если я назначу сто программистов?''.
Учитель пожал плечами. ''Тогда проект никогда не завершится'', сказал он.



Книга 4 -- Написание
Так говорил Учитель:
''Хорошо написанная программа - это личный рай; плохо написанная программа - это личный ад''.
4.1
Программа должна быть легкой и быстрой, а ее подпрограммы должны быть соединены подобно нанизанным жемчужинам. Идея и цель программы должны присутствовать в каждой ее части. В ней не должно быть ни слишком мало и ни слишком много; ни лишних циклов, ни бесполезных переменных; ни отсутствия структуры, ни избыточной жесткости.
Программа должна следовать Закону Наименьшего Удивления. Что он гласит? То, что программа так должна выдавать ответ пользователю, чтобы удивить его при этом наименьшим образом.
Программа, какая бы сложная она ни была, должна действовать как одно целое. Она должна быть подчинена внутренней логике, а не внешнему виду.
Если программа не отвечает этим условиям, она будет беспорядочной и запутанной. Единственный способ поправить такую программу - переписать ее заново.
4.2
Ученик спросил Учителя: ''Я написал программу, которая иногда работает, а иногда сбоит. Я следовал правилам программирования, однако совершенно запутался. В чем причина?''.
Учитель ответил: ''Ты смущен, поскольку не понимаешь Дао. Только глупец ожидает разумного поведения от людей. Почему же ты ожидаешь разумного поведения от машины, людьми сконструированной? Компьютеры имитируют детерминизм; только Дао совершенно.
Правила программирования преходящи; только Дао вечно. Поэтому ты должен медитировать о Дао прежде чем тебе откроется просветление''.
''Но как я узнаю, когда оно мне откроется?'', спросил Ученик.
''Твоя программа будет работать правильно'', ответил Учитель.
4.3
Учитель объяснял природу Дао одному из учеников: ''Дао воплощено во всех программных средствах -- даже в самых незначительных'', сказал Учитель.
''Есть ли Дао в карманном калькуляторе?'', спросил Ученик.
''Есть'', был ответ.
''Есть ли Дао в видеоигре?'', продолжал Ученик.
''Есть даже в видеоигре'', сказал Учитель.
''А есть ли Дао в ДОС для персонального компьютера?''.
Учитель кашлянул и пошевелился. ''На сегодня урок окончен'', сказал он.
4.4
Один из программистов князя Вонга писал программу. Его пальцы танцевали над клавиатурой. Программа скомпилировалась без единой ошибки и прошла тест словно легкий ветер.
''Превосходно!'', воскликнул князь, ''Твоя техника безупречна!''
''Техника?'', сказал программист, отворачиваясь от терминала, "я следую Дао -- это выше всех техник! Когда я только начал программировать, я видел проблему как одно целое. Спустя три года я уже не видел целого. Вместо этого я использовал подпрограммы. Но теперь я не вижу ничего. Я целиком существую в неоформившейся пустоте. Мои чувства свободны. Мой разум, свободный от намерений, следует своим инстинктам. Вкратце, моя программа пишется сама. Правда, иногда бывают трудности. Я вижу, как они надвигаются, я приостанавливаюсь, я молча смотрю. Затем я изменяю одну строчку в программе, и трудности исчезают как облачко дыма. И тогда я компилирую программу. Я замираю и позволяю себе наполниться радостью работы. Я закрываю на миг глаза и отсоединяюсь от системы''.
Князь Вонг сказал: ''Если бы все мои программисты были так мудры!''.


Книга 5 -- Поддержка
Так говорил Учитель:
''Будь программа размером хоть в три строчки, но и ее однажды придется поддерживать''.
5.1
Часто открываемая дверь не требует смазки петель. Быстрый поток не превратится в болото. Ни звук, ни мысль не проходят через вакуум. Программы портятся без использования.
Это великие таинства.
5.2
Менеджер спросил Программиста, сколько времени ему потребуется, чтобы завершить программу, над которой он работает. ''Она будет закончена завтра'', немедленно ответил Программист.
''Я думаю, вы несколько оторваны от действительности'', сказал Менеджер, ''все же, сколько это займет?''.
Программист на миг задумался. ''У меня есть несколько идей, которые я хотел бы реализовать в программе. Это займет по меньшей мере две недели'', сказал он наконец.
''Даже в такой срок это значит ожидать слишком многого'', настаивал Менеджер. ''Я буду удовлетворен, если вы просто оповестите меня, когда программа будет готова''.
Программист согласился.
Спустя несколько лет Менеджер уходил на пенсию. По дороге к праздничному столу, накрытому в честь его ухода, он обнаружил, что Программист спит у терминала. Он программировал всю ночь.
5.3
Однажды Ученику было поручено написать простой финансовый пакет.
Ученик бешено работал в течение многих дней, но когда Учитель посмотрел его программу, он обнаружил в ней экранный редактор, набор общих графических подпрограмм, интерфейс искуственного интеллекта и абсолютно ничего, относящегося к финансам.
Когда Учитель спросил об этом, Ученик вознегодовал. ''Не будьте таким нетерпеливым'', сказал он, ''со временем я вставлю финансовую часть''.
5.4
Хороший крестьянин пренебрежет ли зерном, что посадил? Хороший учитель проглядит ли самого скромного ученика? Хороший отец позволит ли хоть одному ребенку голодать? Хороший программист откажется ли поддерживать свои программы?


Книга 6 -- Управление
Так говорил Учитель:
''Пусть программистов будет много, а менеджеров мало -- тогда они будут работать плодотворно''.
6.1
Когда менеджеры сидят на бесконечных совещаниях, программисты пишут игры. Когда бухгалтеры говорят о квартальных прибылях, бюджет на разработку урезается. Когда исследователи в докладах попадают пальцем в небо, наворачиваются тучи.
Воистину, это не Дао Программирования.
Когда менеджеры делают обязательства, игровые программы забываются. Когда бухгалтеры делают долговременные планы, гармония и порядок вскоре восстанавливаются. Когда исследователи выдают задание на руки, проблемы скоро решаются.
Воистину, это Дао Программирования.
6.2
Почему программисты непродуктивны? Потому что их время растрачивается на совещаниях.
Почему программисты мятежно настроены? Потому что менеджеры слишком часто вмешиваются.
Почему программисты увольняются поодиночке? Потому что они охладевают.
Поработав с плохим руководством, они более не ценят свою работу.
6.3
Один менеджер был на грани увольнения, но программист, работавший с ним, придумал программу, которая оказалась популярной и хорошо покупалась. В результате менеджер сохранил свою работу.
Менеджер попытался заплатить программисту премию, но тот отказался, говоря: ''Я написал программу потому, что ее идею было интересно реализовать, и поэтому я не ожидаю награды''.
Менеджер, услышав это, заметил: ''Этот программист, хоть и занимает маловажную должность, хорошо понимает обязанности прилежного работника. Давайте поднимем его на должность руководящего консультанта!''.
Но когда программисту предложили повышение, он опять отказался, говоря: ''Мое теперешнее существование позволяет мне программировать. Если меня повысят, я не буду делать ничего, кроме как занимать чье-либо время. Разрешите мне уйти - я работаю над программой''.
6.4
Менеджер пришел к программистам и сказал: ''Относительно вашего рабочего времени: вы должны приходить в девять утра и уходить в пять вечера''. Всех рассердило это заявление, а несколько человек тут же уволились.
Тогда менеджер сказал: ''Хорошо, в таком случае вы можете сами устанавливать рабочее время, лишь бы ваши проекты завершались вовремя''. Удовлетворенные программисты начали приходить к середине дня и работать до рассвета.


Книга 7 -- Административная мудрость
Так говорил учитель:
''Администратору можно показать программу, но нельзя сделать его компьютерно грамотным''.
7.1
Ученик спросил Учителя: ''На востоке есть большая древоподобная структура, которую люди зовут Главным Управлением. Она превратилась в бесформенную массу, наполненную вице-президентами и бухгалтерами. Она издает множество указаний, и каждое говорит ''Все туда!'' или ''Все сюда!'', и никто не знает, что бы это значило . Каждый год новые названия вывешиваются на ее ветвях, и все попусту. Как может существовать такое противоестественное образование?''.
Учитель ответил: ''Ты видишь эту огромную структуру и тревожишься о том, что у нее нет разумной цели. Разве тебя не развлекают ее бесконечные вращения? Тебе не нравится беззаботная легкость программирования под ее укрывающими ветвями? Что же тебе до ее бесполезности?''.
7.2
Не востоке водится акула, что больше всех других рыб. Она превращается в птицу, чьи крылья подобны облакам на небе. Когда эта птица прилетает, она приносит послание от Главного Управления. Послание падает в гущу программистов, как чаячий помет на берег. Тогда птица поднимается ввысь и, оставляя чистое небо позади, возвращается домой.
Ученик в изумлении глядит на птицу, поскольку не может ее постичь. Обычный программист страшится прилета птицы, поскольку боится ее послания. Учитель за своим терминалом продолжает работать, поскольку он не знает о том, что птица прилетала и улетала.
7.3
Волшебник из Башни Слоновой Кости привез свое последнее изобретение, чтобы показать его Учителю. Волшебник вкатил большой черный ящик в кабинет Учителя, пока Учитель ожидал в молчании.
''Это интегрированная распределенная общецелевая рабочая станция'', начал Волшебник, ''эргономично спланированная с патентованной операционной системой, языками шестого поколения, и многочисленными уникальными пользовательскими интерфейсами. Конструирование заняло у моих ассистентов несколько сотен человеко-лет. Разве это не удивительно?''.
Учитель слегка приподнял брови. ''Это в самом деле удивительно'', сказал он.
''Главное Управление приказало'', продолжал Волшебник, ''чтобы все использовали эту станцию в качестве платформы для новых программ. Вы согласны с этим?''.
''Конечно'', ответил Учитель. ''Ее немедленно переместят в вычислительный центр!" И Волшебник, весьма довольный, возвратился в свою башню.
Несколько дней спустя Ученик забрел в кабинет к Учителю и спросил: ''Я не могу найти распечатку моей новой программы. Вы не знаете, где она может быть?''.
''Знаю'', ответил Учитель. ''Все распечатки лежат на платформе в вычислительном центре''.
7.4
Мудрый программист без страха переходит от одной программы к другой. Никакое изменение в руководстве не может ему повредить. Его не уволят, даже если закроется проект. Почему так? Он наполнен Дао.


Книга 8 -- Аппаратура и программы
Так говорил Учитель:
''Если нет ветра, трава не колышется. Если нет программ, компьютер бесполезен''.
8.1
Ученик спросил Учителя: ''Я вижу, что одна компьютерная компания намного больше остальных. Она возвышается над конкурентами как гигант над пигмеями. Любое ее отделение может заменить целое предприятие. Почему так?''.
Учитель ответил: ''Почему ты задаешь такие глупые вопросы? Эта компания велика, потому что она велика. Если бы она выпускала только аппаратуру, никто бы ее не покупал. Если бы она выпускала только программы, никто бы ими не пользовался. Если бы она производила только поддержку, люди бы относились к ней как к прислуге. Но так как она это все совмещает, люди считают ее богоподобной! Не стремясь, она побеждает без усилий''.
8.2
Однажды Учитель проходил мимо Ученика. Учитель заметил, что внимание Ученика поглощено карманной компьютерной игрой. ''Прости меня'', сказал он, ''могу я посмотреть?''.
Ученик отвлекся от игры и подал ее учителю. ''Я вижу, тут предлагается три уровня игры: легкий, средний и тяжелый'', сказал Учитель. ''Однако каждое такое устройство имеет еще один уровень игры, когда оно не старается ни победить, ни быть побежденным''.
''Прошу вас, великий учитель'', взмолился Ученик, ''как найти этот таинственный уровень?''.
Учитель бросил устройство на пол и раздавил ногой. И внезапно Ученик обрел просветление.
8.3
Один программист занимался микропроцессорами. ''Посмотри, как все у меня здорово'', сказал он посетившему его программисту, работавшему с большими машинами. ''У меня своя собственная операционная система и файловое запоминающее устройство. Я не обязан ни с кем делить ресурсы. Программы непротиворечивы и легки в использовании. Почему бы тебе не уйти с твоей работы и не присоединиться ко мне?''.
В ответ на это второй программист начал описывать свою систему, говоря: ''Сервер покоится как древний мудрец, медитирующий в середине вычислительного центра. Его диски пролегают из края в край как великий океан механизмов. Программное обеспечение многогранно как бриллиант и переплетено как первобытные джунгли. Каждая программа неповторима и движется в системе как быстротечная река. Вот почему я счастлив там, где работаю''.
Услышав об этом, программист-микропроцессорщик надолго замолчал. Но они оба оставались друзьями до конца своих дней.
8.4
Аппаратное обеспечение встретило Программное по дороге в Чань Цзэ. Программное обеспечение сказало: ''Ты - Инь, а я - Янь. Если мы пойдем вместе, то станем знамениты и заработаем много денег''. И они пошли вместе, размышляя о покорении мира.
Вскоре они встретили Встроенное обеспечение, хромающее, одетое в изношенное тряпье и опирающееся на посох. Оно сказало: ''Дао лежит выше Инь и Янь. Оно безмолвно и недвижимо как озеро. Оно не ищет славы, поэтому никто не знает о его присутствии. Оно не ищет богатства, так как изнутри оно завершено. Оно существует вне пространства и времени''.
Устыдившись, Программное и Аппаратное обеспечения возвратились по домам.


Книга 9 -- Эпилог
Так говорил Учитель:
''Наступило твое время уходить''.