Психические упражнения

Умение управлять своим вниманием — необходимое условие развития почти всех психических способностей. Надо приложить все усилия, чтобы подчинить внимание своей воли. Вся индусская Раджа-Йога зиждется на этом основании. Достигнуть сосредоточение — цель начинающего оккультиста. На Востоке существуют разные приемы, трудные для европейца. Способность сосредоточения разделяется на несколько степеней-; укажи их, а затем перейдем к способам, при помощи которых можно достигнуть совершенства этих приемов, Первое подготовительное упражнение заключается в подчинении органов чувств и -называется “Пратья-ха-ра”. Суть этого упражнения в том, чтобы оградить сознание от внешних впечатлений. Йоги определяют его, как некоторую фазу автомагнетизации, при которой все чувственные функции подавлены. Упражнения в “Пратья-харе” следуют непосредственно после упражнений в “Прана-йяме”. Это достигается следующим образом: чтобы не воспринимать вкусовых, обонятельных и осязательных впечатлений, достаточно изолироваться от внешних влияний и оставаться неподвижным. Чтобы ничего не видеть и не слышать, надо плотно завязать глаза и заткнуть уши тампонами, составлеными из ваты с небольшим количеством кольдкрема.

Подчинив себе органы чувств, приступают ко второй серии упражнений, называемых у индусов “Дхара-на”. Они заключаются в направлении внимания в течение определенного времени, постепенно удлиняемого, на один или несколько объектов сознания, или же на один из плексусов.

Переходя к “Дхиане” •— высшей фазе самогипноза, — упражняющийся научается постепенно отбрасывать все формы и созерцать идею.

Например, заставляют созерцать книгу и воспринимать только внутренние впечатления, смысл, несвязанный ни с какой формой. Такое состояние Дхианы сопровождается обыкновенно экстазом и называется “Самадхи”. По достижении Самадхи, приучаются делать Сама-йяму, которая является ключом ко всем оккультным феноменам. Перечисленные выше психические процессы можно представить в такой последовательности: направляя свое внимание на предмет (Дха-рана), удерживают его на нем (Дхиана), отделяют внутреннюю сущность предмета от внешней (Самадхи) и достигают высших ступеней психических упражнений — “Сама-йяма”. Если человек умеет делать Сама-йяму, все силы подчинены ему. Она — самое важное орудие йога. Христианские подвижники размышлением о грехах и молитвой, доводившей их до экстаза, проявлявшегося в сосредоточении на идее Божества, достигали этой же способности, но в другой форме; бессознательно, приемами менее разработанными и пассивными.' Вначале надо научиться направлять свое внимание на действия или поступки, начиная с подчинения контролю воли всех непроизвольных и произвольных движений.


Контроль воли над непроизвольными движениями.

Многие люда не могут оставаться спокойными и производить целый ряд бесполезных движений. Один кусает губы, другой усиленно мигает, качает ногу, вертит карандаш и т.п. Необходимо совершенно избавиться от этих недостатков, мешающих сосредоточении.

1 упражнение. Контроль над мышцами рук. и ног. Сядьте. Протяните руку в уровень с плечом, ладонью” вниз. ^Поверните голову в сторону руки и пристально смотрите на средний палец. Следите внимательно, чтобы в руке не было ни малейшего дрожания. Упражняйтесь так ежедневно с "каждой рукой, начиная с одной

Медленно вращайте пальцы один вокруг другого, от 50 до 100 раз, сосредоточив все внимание на этом действии. Затем, положите руку на стол, сжав ее в кулак. Медленно отогните большой палец, направляя 'на это действие все ваше внимание, затем — указательный, потом средний” безымянный и, наконец, мизинец. После этого сгибайте пальцы в кулак в таком же порядке: мизинец, безымянный, средний, указательный и большой. Затем повторите упражнение снова в обратном порядке. Продолжительное выполнение этих, по-видимому маловажных, упражнений сильно укрепляет волю и подчиняет ей все мускульные движения. Необходимо постепенно увеличивать продолжительность их, помня, что в области психических упражнений требуется такая же последовательность и постепенность тренировки, как и при физическом развитии тела. Только после такой подготовки можно приступить к подчинению органов чувств. Все вышеперечисленные упражнения служили как бы введением в Пратья-хару, Дхарану, Дхиану, Самадхи и Сама-йяму.
Контроль воли над органами чувств. (Пратья-хара).

Внешние раздражения, воздействуя на органы чувств, доходят до сознания в качестве впечатлений, отвлекают внимание. Чтобы подчинить себе органы чувств, вначале надо научиться воспринимать ощущения, исходящие от одного какого-либо органа чувств, стараясь не воспринимать других. Это умение крайне важно и требует долгой, упорной работы над собой. Рекомендуем для этого следующие упражнения.

4 упражнение. Зрение. Возьмите какой-либо предмет (карандаш и т.п.) и сосредоточьте на нем свое внимание. Рассматривайте его 'и обратите внимание на его форму, цвет и т.п.; вообще, займите свое внимание зрительными впечатлениями, получаемыми при рассматривании этого предмета. Продолжительность упражнения 5—10 минут. Во время этого, а также следу минутой и прибавляя каждый день еще по одной минуте в течение 5—7 дней.

Точно такое же упражнение необходимо делать с ногами, вытягивая их вперед и наблюдая их неподвижность. Продолжительность упражнений та же

2 упражнение. Контроль над мышцами тела при сидящем и стоячем положении. Сядьте в кресло. Ослабьте мускулы. Устремите взгляд в одну точку (напряжения не должно быть: нужно совершенно ослабить мышцы глаз, благодаря чему взгляд остановится). Дышите ритмически, медленно и спокойно. Дыхание должно быть неглубоким, почти без колебания груди, ребер и живота. Сидите неподвижно, все тело должно как бы застыть. Сущность этого упражнения заключается в полном ослаблении мускулов, о котором говорилось выше. Упражняйтесь ежедневно по 5—10 минут. Постепенно доведите продолжительность его до 20 и даже 30 минут. Производите это упражнение 5—7 дней.

Изучив предыдущее упражнение, несколько видоизменить его. Станьте прямо, навытяжку. Старайтесь застыть в таком положении. Соедините это упражнение с некоторыми из предыдущих. Особенно рекомендуем “застывать” в таком положении, вытянув перед собой руки. Это .упражнение, помимо того, что научит управлять вниманием, принесет значительную пользу при-производстве некоторых феноменов факиризма, требую ющих продолжительного изучения динамизированного j флюида в определенном направлении. Это упражнение, аналогичное с предыдущим, можно изучать одновременно, посвящая ему 5—7—10 минут ежедневно.
Контроль воли над произвольными движениями.

3 упражнение. Сосредоточение внимания при произвольных движениях: больших пальцев рук, указательных пальцев и при сжимании кисти. Соедините руки так, чтобы пальцы одной руки вошли в промежутки пальцев другой.

направляют внимание на вкусовое ощущение, стараясь ничего не видеть, не слышать, не обонять, не осязать. Продолжительность упражнения — две недели по 5— -Ц}' минут.

| 8 упражнение. Обоняние. Поступают, как и при упражнении 7-м, но вместе вкусового ощущения вызывают обонятельное, воздействуя при помощи духов на обоняние. Стараются воспринимать только запах. Продолжительность упражнения 10 минут.

Достигнув успеха во всех этих упражнениях, учатся совсем ничего не воспринимать; при этом следует поступать наоборот. Раньше вы выделяли из массы впечатлений одно (зрительное, слуховое и пр.) и сосредоточивали на нем все свое внимание; теперь же нужно из массы впечатлений выделить одно, но не воспринимать его совсем. Например, смотрите на часы и старайтесь не слышать их тиканья; слушайте тиканье часов и настолько сосредоточьтесь, чтобы перестать их видеть; поднесите флакон духов к носу, стараясь не обонять запаха. Точно так же поступают и с другими ощущениями.

Если вы достигнете успеха во всех этих упражнениях, вам не трудно будет сосредоточиться активно (на одном каком-либо пункте) или „пассивно (совсем остановить мышление).
Размышление.

Помещаем упражнение с размышлением до изучения сосредоточения по следующим причинам: прежде, чем научиться сосредоточивать мысль, надо уметь активно и сильно думать.

Как гимнастика укрепляет физическое тело, так и размышление развивает мозг и дает мыслям силу, активность и продолжительность. Большинство людей совершенно, не умеют мыслить. Их мысли слабы и вялы. Это зависит от того, что они повторяют чужие мысли, довольствуются готовыми определениями, ответами на различные вопросы и т.п.

При этих упражнениях надо принять удобное положение и пр. Постепенно надо менять предметы, употребляемые для этого упражнения, переходя от-, ярких, бросающихся в глаза, к более тусклым, незаметным, почти бесцветным.

5 упражнение. Слух. Для тренировки этого органа чувств поступают следующим образом.

Берут маленькие карманные часы и кладут их на столик около дивана. Ложатся, принимают удобное положение, ослабевают мускулы и закрывают глаза. Начинают прислушиваться к тиканью 'часов, стараясь ни о чем другом не думать, не воспринимать других впечатлений. Чтобы еще лучше сосредоточиться, можно считать удары часов до ста, подряд или через один удар. Упражняйтесь ежедневно по десяти минут. Это упражнение очень важно, оно способствует развитию яснослышания.

6 упражнение. Осязание. Приняв удобное положение, закрыв глаза и уши, кладут на голое тело какой-нибудь маленький предмет, например монету. Этот предмет будет производить легкое давление на кожу, что вызовет ощущение прикосновения к определенному пункту кожи. Направьте внимание на это ощущение. Меняйте положение предмета, перемещая его то на грудь, то на руку или на ногу и т.п. Класть его на лицо (на лоб и пр.) не советуем: продолжительное сосредоточение мо- i жет вызвать красноту- кожи на этом месте и другие изменения (стигматы). Полезно прикладывать этот предмет к нервным плексусам и сосредоточивать на них внимание.

Средством контроля служит появление теплоты в месте прикосновения, переходящее в жжение и боль.

7 упражнение. Вкус. Чтобы сосредоточиваться на вкусовом ощущении, вначале приходится прибегать к следующим вспомогательным средствам: сахар, соль и т.п. Соблюдая все необходимые условия (закрыть глаза, уши и т.п.), берут в рот одно из этих веществ и

Вначале кажется, что размышлять таким образом- очень легко, но опыт показывает противоположное. Поэтому рекомендуем сначала пользоваться большими и сложными •Предметами, которые вызовут у вас в уме большое количество мыслей и представлений; затем постепенно переходите к предметам все более и более простым, чтобы заставить мозг работать сильнее, самостоятельнее, напряженнее. Это даст силу мыслям и подготовит к упражнениям в сосредоточении.'

10 упражнение. Это упражнение является весьма важным. Помимо того, что оно приучает человека мыслить, подобное упражнение дает чувство сознания свой души, веру в бессмертие человеческого духа. Оно заключается в размышлении о своем “Я”, в утверждении реальности этого “Я”. Далее, упражнение, правильно производимое, быстро даст, даже ранее сомневавшимся, сознание своей души, даст веру, или вернее, знание, что человеческий дух бессмертен и не зависит от бренного тела — оболочки для высших начал.

Примите удобное положение. Ослабьте мускулы. Дышите ритмически.

Думайте о том, что земные страдания и наслаждения .могут влиять только на тело, дух же находится вне их воздействия. Думайте о себе, о своем “Я”, как о чистом, бессмертном духе, являющемся частью Мирового Духа, искрой Божественного огня. Хорошо также размышлять, направив сознание внутрь, о каждом из своих тел: физическом, астральном и ментальном. Сосредоточиваясь на физическом теле, думайте о свойствах, присущих ему, учитесь чувствовать его, как нечто отдельное от себя. Затем размышляйте об астральном теле. Думайте, что все эмоции, страсти и пр. зависят от этого накала, размышляйте, ято оно все-таки не вы, не ваше “Я”, не дух, а только оболочка, более тонкая, чем физическое тело. Потом приступите к размышлению над- ментальным телом, над своими мыслями. Ясновидящие наблюдают следующее. Если несколько лиц говорят о каком-либо предмете, то мозг людей размышляющих, старающихся достигнуть разрешения вопроса, изливать потоки сильных вибраций, эманирует. Мозг же людей, повторяющих готовые фразы, почти не эманирует.

Необходимо тренироваться в размышлении, чтобы уметь размышлять о любом предмете в любое время.

При желании дать своему мозгу такую умственную гимнастику, задаются вопросами: как, почему, зачем, для какой цели и т.д., и стараются дать ответ, по возможности самостоятельный.

9 упражнение. Размышления над объективами (внешними) предметами. Сядьте около какой-нибудь картины и всматривайтесь в нее, размышляя о том, как она исполнена, какими красками, хорошо ли написана, что могло побудить художника написать ее, какую цель преследовал он и т.п.

Размышляйте таким образом в течение 10—15 ми-? нут, не отрывая взгляда и внимания от картины. Вначале будут происходить такие явления. Сев перед картиной и размышляя о ней, через две — три минуты вы ловите себя на том, что думаете о другом, а о картине давно забыли.

Лучшим средством удержать на ней внимание служит взгляд. Рассматривайте картину, и зрительные впечатления займут внимание и не позволят отвлечься.

По мере рассматривания вы будете все более и более углубляться, постигать ее внутренний смысл, заложенный художником. Размышляйте, и внимание дисциплинируется, усилится питание мозга, а мысль приобретет силу и яркость.

Возьмите какой-нибудь предмет, например, карандаш. Размышляйте о способе его приготовления, назначения, удобстве или неудобстве и т.п.

Изолировав себя от внешнего мира, направляют внимание на какую-нибудь часть тела, представляя себе • Чувство прикосновения к ней или, лучше, что по ней бродит муха. Это упражнение очень трудно и важно. Оно оказывается полезным при тех опытах факиризма, , которые заключаются в прокалывании рук, щек и т.п. иглами, в нанесении ран и пр., а также, в средство для пробуждения нервных центров. Затем приступают к мысленному воспроизведению вкусовых и обонятельных ощущений, что впоследствии пригодится для умения передавать их на расстоянии.

12 упражнении. Мыслимое, воспроизведение совокупности действий всех органов чувств. Представьте себе какое-либо действие, поступков и т.п., при чем должны принимать участие представления всех органов чувств. Можете, например, мысленно представить себе маленькое путешествие, совершенное вами. При этом надо мыслить сильно, активно, красочно и соблюдая определенный порядок, например, как вы встали, оделись, закусили, сели на презд и т.д. Продолжайте это упражнение 2—3 недели по 30 минут ежедневно.

13 упражнение. Последовательное отбрасывание представлений о действии органов чувств. Надо воспроизвести мысленно какое-нибудь действие, например,-представьте себе, что вы кушаете мед. При этом должны принимать участие представления, касающегося каждого из органов чувств. В данном случае будут: цвет мёда (зрительное представление), вкус меда (вкусовое), звук от жевания (слуховое), прикосновение к языку и деснам (осязательное) и запах (обонятельное). Затем, ярко представляя всю эту картину, отбросьте представление, касающееся одного из органов чувств, например, обоняния. Созерцают всю картину, но перестают чувствовать запах. Продолжительность 10 — 15 минут.


Контроль воли над мыслями.

После этих упражнений приступают к более трудным, заключающимся в умении управлять мысленными , представлениями, в умении сосредоточивать внимание на одном из них. Упражнения, рекомендуемые выше для подчинения органов чувств, оказываются умственными и в данном случае; только эти упражнения нужно несколько изменить, именно: внешнего раздражения органа чувств быть не должно, надо направить свое внимание на соответствующее мысленное представление.

11 упражнение. Воспроизведение и мысленное сосредоточение на зрительных, слуховых, осязательных и вкусовых представлениях в отдельности. Ослабив мускулы, закрыв глаза и уши, приняв удобное положение, произведите три глубоких вздоха. Затем изолируйтесь от воздействий внешнего мира. Вызовите мысленное представление (зрительное) какого-либо предмета и сосредоточьте на нем все свое внимание.

Надо забыть о своём собственном теле. Вы должны слиться со своим представлением. Продолжительность 10—15 минут.

При тех же условиях мысленно вызовите какой-нибудь звук, голос или мелодию. Научитесь'сосредоточивать внимание на каждом из звуков гаммы. Вначале мысленно напевайте гамму от начала до конца и обратно. Каждый раз делайте это все медленнее и медленнее и, наконец, остановите внимание на одной только ноте (звуке) и старайтесь удерживать внимание на представлении этого звука в продолжении 1—2 минут, а затем 3—5 м. Также можно упражняться в мысленном произношении слов, например “Ом” и т.д. Все эти упражнения могут показаться неопытному человеку не только простыми, но и странными. Но достаточно

Затем последовательно отбрасывая все ощущения, оставляя из них только одно.

14 упражнение. Восстановление представлений в том же порядке. Устранив все представления, касающиеся четырех органов чувств (обоняние, осязание, вкус и слух), удерживают зрительное .представление. Через 1—2 минуты устраняют и его. В сознании не должно быть в • этот момент никаких представлений. Затем снова вызывают все представления предмета, прибавляя по одному. Упражняйтесь в вызывании и устранении представлений, относящихся к каждому из органов чувств, по 30—40 минут ежедневно, пока не добьетесь успеха.

15 упражнение. Быстрое перемещение внимания с одного объекта на другой. Если вы тщательно изучили предыдущие упражнения, то ваша психика находится в зависимости от воли, и вы можете приступить к следующему упражнению.

Сосредоточьте внимание на каком-либо представлении; достигнув полной концентрации, быстро перейдите к сосредоточению на каком-нибудь другом представлении, забывая на это время о первом, от второго представления также быстро вернитесь к первому. Упражняйтесь 10—20 минут ежедневно, как только найдется свободное время.

Все эти упражнения должны научить вас произвольно выделять из массы впечатлений, представлений и пр. одно и сосредоточивать (концентрировать) на нем свое внимание, удерживая его в таком состоянии долгое время при изоляции от внешних воздействий. Такое сосредоточение называется активной концентрацией мысли.
Созерцание (Дхиана).

Изолируйтесь, приняв удобное положение, затем изгоните из сознания все мысли и представления. Вообразите у себя на голове, на несколько дюймов выше ее, светящийся нимб. Созерцайте его, как можно дольше.

Можно сосредоточиться на каком-либо месте в сердце и представить внутри его пламя. Вообразите, что это пламя — ваша душа, что внутри этого пламени находится лучезарное пространство, что это пространство есть душа вашей души — Бог. Эти упражнения рекомендуются раджа-йогами своим ученикам для упражнения в созерцании.

Следует также сосредоточиваться на нервных плек-сусах, представляя их, как нечто полное силы, пламени и света. Вначале можно закрывать глаза и уши; впоследствии можно делать это при открытых ушах, глаза же (взгляд) устремлять на кончик носа и т.п. Продолжительность этого упражнения от 30 минут до 2—3 часов ежедневно. Хорошо соединять его с ритмическим дыханием. Подобное упражнение приведет вас к экстазу, “Самадхи”, при котором раскроется ваше сверхсознание и в душе вашей засияет “Свет незримый”.


Экстаз (Самадхи).

Слово “экстаз” мы употребляем в несколько другом смысле, чем принято обыкновенно, подразумевая такое психическое представление, при котором внимание человека или направлено на -один определенный объект (высшая степень активного сосредоточения), или же ни на что не направлено, то есть человек ни о чем не думает — полная изоляция от внешнего Мира, погружение в себя при почти абсолютном прекращении мышления. Первый вид экстаза назовем активным состоянием; второй — пассивным. Пассивное состояние -может быть доведено до степени летаргии, “сна йоги-нов”, в котором йоги могут оставаться месяцами без пищи и питья. В том 'и другом случае человек совершенно изолируется от внешнего мира. Экстаз сопровождается обыкновенно потерей чувствительности. Последнее вполне, понятно, так как каждому из нас известно, что достаточно отвлечь внимание от больного места, чтобы боль прекратилась. Христианские мученики, внимание которых было сосредоточено на идее

Божества, без всяких страданий переносили пытки. В человеческой жизни экстаз играет большую роль. Правда, он представляется не в чистом виде. Но это зависит от тех условий, обстоятельств, людей, среди , которых некоторые лица приводили себя в экстаз. Также большую роль играла и цель, ради которой вызывали экстаз, и способы, приемы и средства, которыми пользовались для достижения этого состояния. Скажем несколько слов об экстазе вообще, о способах и средствах, которыми вызывают экстаз.

Арабские племена курят для этой цели смесь, состоящую из конопляных листьев и толченых зерен. Волчьему корню (Aconitumu Lycatonum) приписывают свойство вызывать экстатическое состояние, сопровождаемое появлением мыслей, идей, усилием деятельности воображения.

Стремление привести себя в такое состояние составляло особенность многих индийских жрецов и монахов. Вообще оно играло большую роль в религиозных обрядах древних индусов, персов, египтян и евреев. Напомним религиозный экстаз, в который/ впадали Монтанисты, (христианская секта'первых веков); египетских гностиков I столетия по Р.Х.; монахов 11-го столетия, приводивших себя в это состояние фиксированием своего пупка (гезихасты и омфало-психики на Аоонской Горе); индийских факиров, которые и ныне приводят себя в экстаз фиксированием кончика своего носа, повторением одной и той же фразы или слова (например “ом”), пристальным всматриванием вдаль или устремлением, вдаль или устремлением (беспрерыв-• ным) взгляда на солнце, луну или какую-нибудь звезду и т.п. приемами".

Кстати, предупредим читателей против злоупотребления приемом, заключающимся в фиксировании своего носа. Разумное применение его дает хорошие результаты, но злоупотребление ведет к расстройству нервной системы и т.п.

Затем скажу, что я применял этот способ в течение трех месяцев и не наблюдал никаких вредных последствий: ни расстройства зрения, ни нервных страданий, ни " головной боли и т.п.

Сибирские шаманы доводят себя до экстаза путем однообразных ударов в барабан. Татарские колдуньи поют песни для этой же цели. Зауясы (мистическая секта в Алжире) приводит себя в экстаз музыкой и криком. Напомним кружение дервишей и хлыстов, пляски баядерок, шэкеров, шаманов и т.п.

Мы уже говорили, что экстаз может быть вызван различными средствами, между прочим, гашишем и Опиумом. Состояние, вызываемое этими средствами, сопровождается обыкновенно приятными видениями.

Профессор Шрофф, лично испытавший влияние гашиша, вот как описывает свой опыт. “Приняв в 10 чаов вечера 1гран гашиша и куря, по обыкновению сигару, я лег в постель и читал неинтересную книгу часов до 11; полагая," что прием был очень мал (так как не вызвал никаких явлений и не изменил пульса), я расположился спать. Но вдруг почувствовал сильный шум не тольков ушах, но и в, целой голове. .Этот шум имел большое сходство с шумом кипящей воды. Затем приятный свет озарил все мое тело и сделал его как бы прозрачным. С необыкновенною легкоствю проходили -целые ряды представлений; самосознание и отчета в происшедшем были даже усилены. Я сожалел, что у меня не было под рукою письменных принадлежностей, чтобы изобразить величественные вещи, мною ощущаемые; но не хотел решиться взять их, потому что был твердо убежден в том, что сохраню все в памяти до утра при той ясности идей и живости ощущения, которые были у меня тогда. Я сравнил свое состояние с читанными описаниями о действии гашиша и заметил, что оно отличается отсутствием эротических ощущений. Когда я проснулся на другой день, то первою мыслью моею было вызвать в памяти видения, но у меня ничего не осталось, кроме сообщенного выше”.

Почти всегда экстаз сопровождается ощущением неземного блаженства и чувством необыкновенной радости. В некоторых случаях транс медиумов имеет некоторую связь с экстазом приходится слышать от медиумов, которых предупреждают о вредных последствиях чрезмерных занятий спиритизмом, такой ответ: “Я без этого (то есть без транса) жить не могу”. Экстаз характеризуется чувством необычайной легкости, во всем теле (это чувство обыкновенно идет рука об руку с действительной и притом значительной потерей веса), чувством отсутствия связи с телом.

Для нас наиболее интересными видами экстаза являются: религиозный экстаз. Сопровождающийся чувством неземной радости и благоговения, способностью улавливать вибрации более тонкого характера и сноситься с высшими планами; обыкновенный экстаз, интеллектуальный экстаз, неизменным спутником которого являются: восторженность, познание скрытого смысла вещей, способность вибрации ментального тела, “сверхсознательность”, необыкновенное сосредоточение мысли, благодаря чему последняя получает необычайную силу и могущество. Это состояние и есть “Самадхи” индусов, интеллектуальный экстаз сопровождается блаженством и радостью: появляется чувство уверенности в бессмертии души, человек начинает видеть скрытый смысл во всех предметах, красота природы радует его, он чувствует внутреннюю гармонию, целесообразность и закономерность всего сущего, появляются новые и новые мысли, имеющие отношение к тому предмету, на который направлено внимание.

Интересное описание такого состояния дает Филон Александрийский. ' Послеэтих замечаний скажем о той пользе, котороую экстаз приносит оккультисту. Для оккультиста это |)стояние важно, так как экстаз дает ему:

1) Способность проникнуть в сущность вещей, познать их смысл, отбрасывая внешнюю форму, то есть пробуждает деятельность сверхсознания;

2) возможность воспринимать вибрации высших планов, улавливать и посылать мысли; ясновидение, яснослышание'и психзометрию;

3) чувство радости и счастья, долго сохраняемое даже после прекращения экстаза;

4) содействует выделению астрального тела, что при умении впадать в экстаз требует незначительной тренировки, да и то лишь в отношении умения управлять им;

5) прекрасные результаты почти при всех опытах оккультного характера. Особенно феномены факиризма требуют умения впадать в это состояние.

Теперь можно перейти к описанию упражнений, ведущих к достижению этого состояния.

Предыдущие указания на способы дервишей, факиров, шаманов и др. читатели не должны оставлять без внимания. Здесь, как и везде, нужно аккуратно выполнять определенные упражнения.

Подготовительные упражнения. Сам-прагната.

Мы не советуем пользоваться наркотическими веществами, кружением, пляской и т.п. средствами. Все это может повлечь' за собою крайне нежелательные результаты.

В качестве средств, способствующих достижению экстаза, рекомендуем: уединение, строгий питательный (вегетарианский) режим, если можно, то и пост, целомудрие и размышление.

16 упражнение. С медной пластинкой. Возьмите большую отполированную, медную пластинку размером около 8 вершков по стороне. Прикрепите ее к стене. Сядьте на расстоянии 1,5 аршина от нее. Пластинка должна находиться на уровне глаз. Свет должен быть слабым, предпочтительно производить упражнение при полусвете. Устремите на пластинку пристальный взгляд, сосредоточивая на ней все свое внимание. Через некоторое время появится легкий звон в ушах, и пластинка покроется как бы светящимся туманом. Постепенно шум в ушах начнет усиливаться.

Упражняющийся перестанет видеть окружающее;видна будет, лишь одна пластинка, да и то не ясно (вместо пластинки будете видеть нечто Светлое), окружающие предметы как бы исчезнут, вместо них появится какой-то темновато-серый, иногда с каким-либо (зеленоватым или другим) оттенком, туман, все время находящийся в движении и отчасти напоминающий клубы дыма. Шум в: ушах усилится, звон сделается ясным и чистым. Появится чувство покоя и довольства. Постепенно вы начнете сознавать свое “Я”, тело перестанет чувствоваться и, может быть, даже вы забудете о его существовании. Впечатления внешнего мира (особенно слухового характера) перестанут доходить до сознания, наступает как бы забытье. Вдруг сразу все эти ощущения исчезают; и человек оказывается в нормальном состоянии. Прекращение этого забытья первое время происходит от неумения произвольно пролить его, или если отвести взгляд от пластинки, отвлечься от нее вниманием. Сильный шум, прикосновение и т.п. также могут (первое'время) вывести из этого состояния. Приступать к этому упражнению надо в спокойном состоянии духа. Раздражительность, тоска и т.п. препятствуют успеху. Упражняться ежедневно по 15—30 минут, за один раз.

17 упражнение. Фиксация взгляда, повторение манто. Примите удобное положение тела-. Ослабьте мускулы. Дышите медленно и спокойно. Устремите взгляд на кончик носа, пупок, или, лучше, между бровей. Мысленно повторяйте какой-либо слово или слог, например, “Ом” и т.п. Комната, в которой вы упражняетесь, должна быть тихой, свет слабым. Лучшее положение 1— “Падма-асана”. Упражняйтесь ежедневно по 15— 20—30 минут. Возможно, что после упражнения вы Некоторое время будете не совсем ясно видеть. Появится такое ощущение, точно на глазах масляная пленка. <Это явление сопровождает подобные упражнения и зависит от сведения зрительных осей. Опасаться вредных для зрения последствий не следует. Обыкновенно это исчезает через 1—2 минуты после прекращения упражнения. Интересно также, что выражение взгляда после этого упражнения также изменяется. Взгляд делается сильным, пронизывающим, “змеиным”, зрачки расширяются. Такое выражение взгляда держится после упражнения не более десяти минут. При этом упражнении также появится звон в ушах. Рекомендуем прислушиваться к этому Звону, устремив взгляд-между бровей. Это весьма способствует наступлению экстаза.

18 упражнение. Созерцание, в связи с дыхательными -упражнениями. Сядьте, ослабьте муйкулы.

Можно принять положение “Падма-асана”. Устремите взгляд в какую-либо точку или лучше смотрите на кончик носа. Дышите ритмически некоторое время;затем постепенно замедляйте дыхание. Отрешитесь от своего тела. Направьте внимание на какой-либо один предмет или представление. Созерцайте его,-не напрягая мысли. Воспринимайте впечатления, исходящие-от данного предмета. Прислушайтесь к звону в ушах. Постепенно вы перестанете слышать происходящее вокруг вас, перестанете видеть все, кроме этого предмета, перестанете чувствовать прикосновения к вам и т.п. В таком состоянии вы будете находиться до тех пор, пока не пожелаете прекратить его. Упражняйтесь в том, чтобы произвольно уметь, как вызвать, так и прекратить его. Старайтесь посвящать этому упражнению как можно больше времени. Вначале, может быть, вы будете только яснее сознавать назначение сущноуи предмета, его изготовление, применение и пр. Впоследствии же вам откроется скрытый смысл каждой вещи Появится способность ясновидения.

Достаточно будет привести себя в это состояние и направить внимание на какую-либо формулу, изречение и т.п., чтобы познать смысл ее, все относящееся к ней и т.п. Приведите себя в такое состояние и направьте внимание на волю другого человека, и вы овладеете ею. При направлении сознания на сердечный плексус, появится способность ясновидения. Одним словом, достаточно достичь этого состояния, чтобы природа открыла свои тайны, чтобы понятьвнутренний смысл вещей, язык животных, чтобы читать чужие мысли и т.д

Но достижение этого состояния требует много времени. Вот почему, работая в этом направлении, все-таки практически изучают другие области психургии гс.лепсихию, телепатию и пр.

* * *

Изучив экстаз, сопровождающийся концентрацией сознания на определенном объекте, перейдем к другой его форме, которая не сопровождается сосредоточением и отличается полной остановкой мышления и почти полным прекращением жизненных функций. Физические признаки такого состояния — это ослабление сердечной деятельности, отсутствие чувствительности, понижение температуры тела и пр. Человек, находящийся в этом состоянии, совершенно похож на безжизненный труп. Глубокую степень такого экстаза трудно отличить отдействительной физической смерти. Факиры пользуются им для известного опыта, заключающегося в зарывании факира, находящегося в этом состоянии, в землю на более или менее значительный срок.

Подробно говорить об этом будем при изучении факиризма, где и укажем приемы и способы, служащие для производства этого опыта.

Вот как описывают состояние человека, впавшего в эту форму экстаза.

“Освобожденный от всех состояний и от всяких мыслей йогин в этом положении подобен умершему, но joh спасен. Иогин, достигший этой ступени, не ощущает „ни запаха, ни вкуса, ни цвета, ни прикосновения, ни увука, ни себя самого и никого другого. „Его дух не Зспит и не бодрствует, он свободен от воспоминаний и • зоываний, он не умирает, но и не существует; кто этого достиг, тот спасен”.

Изолировавшись от впечатлений внешнего мира, остановив мышление, человек погружается в себя, замирает. Все жизненные функции ослабевают и даже почти совсем останавливаются.

Неглубокие степени этого состояния сопровождаются ослаблением мускулов, ослаблением сердцебиения, замедлением дыхания и дают отдых, покой; углублением этого состояния можно донести его до степени летаргии.


Самовнушение.

Одна из самых важных способностей оккультистг -это умение воздействовать на самого себя. Такое воз действие может быть произвольное или непроизвольное. Если человек, страдающий зубной болью, старается уверить себя, что боль прошла, и боль действительно проходить. Это — произвольное самовнушение. Если же, например, какое-либо лицо, начитавшись медицинских книг, вообразит себя больным, причем могут даже появиться некоторые признаки соответствующей болезни, — то в этом случае мы имеем дело с непроизвольным самовнушением. Для определения силы самовнушения одному преступнику, приговоренному к смерти, завязали глаза и заявили, что вскрыли артерию, и он должен истечь кровью. Через несколько минут он действительно умрет, хотя текла не его кровь, а вода из крана. В этом случае непроизвольное самовнушение играет почти исключительную роль, получая силу от соответствующих эмоций (страха и т.п.). Для нас же важно развить способность произвольно делать себе внушения. Каждое действие, эмоция или мысль оставляют „след в нашей психике, благодаря чему он получает стремление повториться. Чем чаще производится какое-либо действие или эмоция, чем дольше внимание бывает направлено на определенную мысль, тем большую силу и стремление повториться, реализоваться они получают.

Мысли человека, его чувства и действия находятся в такой зависимости друг от друга, так что при обыкновенных условиях, одно из них вызывает другое:физическое действие сопровождается определенными эмоциями и мыслями; эмоция вызывает определенные действия или, по крайней мере, соответственное положение тела и выражение лица. Гордый вид, запрокинутая назад голова, презрительный взгляд, холодная улыбка — подъем1 духа, бодрость; приниженный, заби-Л'ый вид — угнетенное состояние. Для исправления характера, для приобретения определенных качеств и двойств, необходимо действия, эмоции и мысли приве-Зти в гармонию и направить к определенной цели. Например, желая развить волю, энергию и самоуверенность, надо поступать таким образом, чтобы движения были твердыми, а эмоции и мысли лишены с,транности, робости и пр. Укажем несколько приемов, при помощи которых можно научиться пользоваться самовнушением для своих целей, при всяких обстоятельствах. Допустим, что вы страдаете робостью и слабостью воли. Начните воздействовать на тело: поднимите голову, расправьте плечи, выдвиньте грудь, сделайте несколько (3—5) глубоких вздохов, смотрите в глаза собеседнику и говорите громко” ясно, не торопясь

Старайтесь чувствовать себя сильным, твердым и решительным. Возбудите чувство гордости и собственного достоинства. Потом сосредоточьте внимание на представлениях, имеющих прямое отношение к желаемым свойствам. В данном случае требуется вообразить себя человеком самоуверенным, решительным и энергичным.. Уверенные жесты вызовут соответствующие эмоции, которые окажут значительное влияние на ход мыслей: представление твердости, самоуверенности и т.п. В свою очередь, содержание мыслей усилит эмоции; они повлияют на действия, поступки, изменят внешний вид. Таким образом, человек совершенно меняется. Движения становятся уверенными, появляется чувство собственного достоинства..

Рекомендуем при внушении себе самоуверенности принять соответствующий вид, даже если у вас нет веры в пользу этого этого действия. Упражняйтесь перед зеркалом. Выпрямите стан и смотрите в глаза собственному отражению, представляя, что это ваш собеседник.. При внушении энергии, несмотря на слабость и усталость, производите уверенные, быстрые движения, двигайтесь с силой. При внушении чувствасобственного достоинства примите соответствующую позу.

Вообще надо помнить, положение тела (поза), выражение лица и т.п., даже искусственно вызванные, сильно влияют на психику. Напомним гипнотические опыты парижской школы, показавшей, что достаточно загипнотизированному субъекту сложить руку в кулак, как лицо его принимает сердитое выражение, и он проникается гневом. Если этому же субъекту сложить молитвенно руки, лицо его изменяется, делается кротким, и он как бы впадает в религиозный экстаз. Всем известно, что достаточно нахмурив лицо, произнести несколько соответствующих фраз, стараясь придать го-' лосу раздраженное выражение, чтобы на самим деле рассердиться, будучи до этого в наилучшем положении духа.

Наоборот, если при сильном гневе ослабить мускулы (гнев сопровождается напряжением их) и улыбнуться, придав лицу спокойное выражение, то гнев исчезнет. Вот другой способ.

Приведите себя в" пассивное состояние, затем сосредоточьтесь на соответствующем качестве, свойстве и т.п. После этого, произнесите желаемое, сформулировав его в фазу (например: я тверд и т.п.), шепотом 4 — 5 раз, потом тихо, вполголоса, раза три, наконец, громко два раза. Должно соблюдать постепенный переход от мысленного представления желаемого, до громкого произношения фразы, которая выражает желаемые свойства или качества. Эти приемы нужно усилить присоединением эмоций и действий. Сначала вызовите только мысленное представление желаемого: представь-л те себе, что уже обладаете этим качеством. Затем, по мере хода самовнушения (произнесение шепотом, вполголоса и громко), придавайте мысленному образу эмоциональную окраску. Старайтесь вызывать именно такое чувство, какое испытывает человек, обладающий соответствующим качеством. Если практикующийся не имеет возможности уединиться совершенно, то можетудовлетвориться старанием производить движения речи без произношения в,слух.

1 Вот еще несколько приемов.

Уединитесь в тихую, полутемную комнату. Сядьте в |бресл0. Примите такое положение, чтобы ничто не втесняло и небеспокоило вас. Затем, закройте глаза и сосредоточьте внимание на мыслях покоя и сна. Если вам не удается это, можно прибегнуть к вспомогательным средствам, а именно: начните повторять какой-либо слог или слово, считайте от одного до ста и обратно, поизносите различные формулы, а главное, * дышите ритмически. Через некоторое время появится состояние оцепенения, и вы постепенно впадете в пассивное состояние. Тогда приступите к самовнушению и проделывайте его как можно дольше. При самовнушении не следует напрягаться, не нужно -говорить: “я хочу, чтобы было то-то и то-то”, надо спокойно утверждать, будто и в действительности дело обстоит так;например, вы хотите укрепить внушением силу „воли. Не говорите себе: “я хочу иметь сильную волю”. Такое самовнушение пользы не принесет. Утверждение должно быть положительно: “У меня сильная воля”, “я тверд-”, “я спокоен” и т.д., смотря по обстоятельствам. Прибегайте аккуратно к самовнушению два раза в день — утром, сейчас же после пробуждения, и вечером, перед тем, как заснуть. Впоследствии вы привыкните делать самовнушения, когда угодно и при каких обстоятельствах. Пользуйтесь теми свободными минутами, когда мысль почти ничем не занята, когда мы ни о чем не думаем. Упражняясь так несколько месяцев, вы настолько привыкнете к самовнушению, что оно войдет в привычку. Пользуйтесь им независимо от того, нуждаетесь ли вы в нем в данный момент или нет. Постепенно каждое внушение, делаемое человеком самому себе, получит силу, Которая даст определенный результат: достаточно будет мысленно отдать приказ, чтобы достигнуть отличных результатов немедленно или через определенный срок. ' Самовнушением можно пользоваться не только для того, чтобы достигнуть искоренения какой-либо привычки; но его можно применять и для достижения определенных результатов через некоторое время; например, можно сделать себе внушение чувствовать себя хорошо и быть занимательным, оживленным р определенный день, даже час и минуту. Можно сделать себе внушение понравиться тому или другому лицу. При встрече с ним у вас появятся такие чувства, мысли, настроение, манеры, что вы произведете на него сильное, приятное, даже чарующее впечатление. Следующие способы также дают отличные результаты. “Растянитесь с полным удобством и комфортом, — говорит американский оккультист Аткинсон, — на кушетке, на раскидном стуле или кресле, и так устройтесь в этом положении, как будто освободились от своей телесной оболочки. Приведя себя в такое состояние, дышите, на сколько можно медленно и глубоко, и прекратите это упражнение только тогда, когда придете в такое положение, которое представляет абсолютный покой и ясность духа. Сосредоточьте свое внимание на самом себе и поддерживайте себя в таком состоянии "как можно дольше”. После этого нужно сосредоточить внимание на том качестве, которое желаете приобрести, и стараться представить себе его осязательную форму. Затем представьте себе характер человека, обладающего этим качеством. Вообразите, что этот человек — вы. Представьте себя действующим в таком состоянии по отношению к другим, что это качество ежеминутно проявляется. Тогда вы станете таким, каким желаете быть, и ваше “я” примет точную, положительную форму и ту моральную, структуру, о которой вы мечтали. Повторяйте это упражнение как можно чаще. Его действие медленно, но верно: оно всегда может устранить дурные привычки и пр. Практикуйте это упражнение вечером, перед сном. Самовнушение может победить трусость и робость и дать человеку самоуверенность, энергию, мужество; можно увеличить выносливость, развить и укрепить волю.

Самовнушение дает лучшие результаты, если оно производится в полусонном (гипногогическом) состояьнии. Гипногогическое состояние — это период вре-уени между сном и бодрствованием; когда человек Проснулся, но еще не совсем очнулся. В этом состоянии нужно думать о том, что вы желаете внушить <Ьебе. Пользуясь этим советом, не трудно добиться -|рекрасных результатов.”

Кроме высказанных приемов самовнушения существует один Jcnoco6, дающий почти всегда определенный результат.

 

Уединитесь в тихую комнату. Возьмите лист бумаги, напишите на нем крупно и четко желаемое. Сядьте против листа на расстоянии полутора аршин. Ослабьте мускулы и приведите себя в пассивное состояние. Старайтесь совершенно изолировать себя от внешних впечатлений. Дышите глубоко и медленно. Дышите таким образом, чтобы можно было один раз мысленно прочитать написанное во время вдыхания, раз — при задержке дыхания, и раз — при выдыхании. Вдыхая воздух, читайте написанное, мысленно представляйте себе, что усваиваете соответствующие качества; при задержке дыхания — что они усвоены вами и сохранятся навсегда. Таким образом, можно влиять не только на самого себя, но и на других людей и даже на события и обстоятельства, которые изменяются, сообразно вашему желанию.

Сущность упражнения заключается в сосредоточении мысли и усилении последней при помощи дыхания, дающего вашим мыслям силу и жизненность. Созданные таким образом мысли, представления, одаренные жизненностью, существуют некоторое время независимо от нас, как нечто самостоятельное. Они влияют на психику, характер, привлекают к нам других людей, изменяют окружающую обстановку, действуют на всевозможные случаи и обстоятельства. Дадим несколько образцов для упражнений, указав предварительно способы воздействия на самих себя, затем — на других людей и обстоятельства. Наиболее важными качествами *для оккультиста являются: самоуверенность,- воля,самообладание и терпение; поэтому помещаем указания для внушения этих качеств.

1. Самоуверенность. Я верю в свои силы. Я никогда не теряюсь. Ничто не может смутить меня. Я никогда не краснею и не смущаюсь. Меня нельзя смутить. Я самоуверен!

2. Твердость. Слабость чужда мне. Я тверд. У меня характер сильный и твердый. Во всех своих мыслях, словах и действиях я проявляю твердость. Ничто не может поколебать мою твердость: Я тверд. Я всегда тверд.

3. Воля. У меня железная воля. Я хочу и я могу. Я всякое дело довожу до конца. Моя воля настолько сильна, что я преодолеваю все препятствия без всякого усилия. Я делаю только то, что нахожу нужным, "У меня сильная воля, преодолевающая все преграды.

4. Самообладание. Я отлично владею собой. Ничто не может вывести меня из себя. Я вполне владею своими чувствами, страстями и желаниями. Каждйя моя мысль, желание, слово и, поступок подчинены контролю воли. Я все делаю сознательно. Все мои чувства подчинены воле. Я владею собой, своими мыслями и поступками.

5. Терпение. Я терпелив. Я никогда не бросаю начатого дела. Я умею ждать. Терпение — отличительная черта моего характера. Я гораздо терпеливее других людей. Я настолько терпелив, что возбуждаю удивление окружающих. Я терпелив. Я всегда терпелив. Я — само терпение.

Желая внушить себе что-либо, повторите такое внушение, сопровождая его соответствующей концент-. рацией мысли и дыханием, 5—10 раз утром и такое же количество раз на ночь, перед тем, как заснуть. Создавайте сами подобные внушения для разных случаев жизни и пользуйтесь ими как можно чаще. Вначале такие упражнения редко будут давать хорошиерезультаты, но практика и опыт .научат вас делать себе внушения, оставляющие глубокий след в мозгу. Впоследствии достаточно будет Л—2 раза повторить такое внушение, чтобы сразу же достигнуть успеха. Впрочем, встречал людей, никогда не упражнявшихся в само-.§1ушении и концентрации мыслей, которые, однако, сразу достигли громадных успехов в этой области через |ba — три дня (именно: внушение местной анестезии, Дэекращение зубной боли и вызывание стигматов). Тут, как и везде, нужна тренировка, которая только и может дать успех. Укажем еще несколько приборов внушений для достижения Пассивной и активной концентрация.

А. Пассивное состояние. Я умею вызывать пассивное состояние. Я могу ослабить мускулы и остановить мышление. Я могу ни о чем не думать. Я быстро и хорошо впадаю в пассивное состояние.

Такое самовнушение нужно сделать до опыта, вовремя же опыта внушайте себе следующее: у меня в голове полный покой. Нет ни одной мысли. Тело спокойно, дух замер. Мышление приостановилось. Я ни о чем не думаю. Я ничего не слышу. Я ничего не чувствую. Я достиг пассивного состояния. Я ни о чем не думаю.

Б. Активная концентрация. Я умею сосредоточиваться. Когдая сосредоточусь, остальной мир для меня не существует. Ничто не может отвлечь меня. Все мое внимание направлено на одну мысль, на один предмет. Ничто не может отвлечь меня или помешать мне. Я сосредоточен.

Что касается внимания на ход событий и обстоятельств, то тут каждый должен создавать себе соответствующие внушения, пользуясь следующими образчиками.

Предположим, что вы хотите произвести на кого-либо впечатление.

1. Я произвожу на-г-на N сильное впечатление. Я нравлюсь ему. Во мне есть нечто такое, что очаровывает его. Я применяю влияние взгляда, голоса и жеста. Я воздействую на него. Он подчиняется мне. Он в моей власти. Моя воля сильнее. Он не может бороться со мной. Я ему нравлюсь, и он сделает для меня все.

2. Я влияю на г-на. Он заинтересован мною. Он верит в мои способности. Он верит, что лучшего человека трудно найти. Он убежден в моих знаниях и опыте. Он даст мне это место. Примет меня к себе. Я принесу ему пользу, он знает это, рн чувствует, что без меня ему не обойтись. Он все сделает для меня.

3. Мои дела идут великолепно. Судьба благоприятствует мне. Мне все удается. Я встречаю людей, мне полезных. Вся и все приносит мне пользу. Я из всего извлекаю пользу. Мне все удаето®. Я всего достигну.

Придумайте сами самовнушение и применяйте их. Не бросайте их, если не достигнете сразу успеха. Практикуйте их ежедневно, по крайней мере, два раза в день. Самовнушение, Кроме пользы ничего не принесет. Оно дисциплинирует мысль, помогает достигнуть желаемого и т.д. Все свои силы приложите к тому, чтобы развить способность влиять на свой организм, чувства и мысли одним лишь приказанием, исходящим от воли.

Надо достигнуть таких результатов, чтобы достаточно было мысленно приказать:/“Моя правая рука потеряла чувствительность”, и этобы осуществилось сразу, без" всякого усилия с вашей стороны. Упражняйтесь ежедневно, применяя самовнушение при всяких обстоятельствах, стараясь постепенно тратить на.это все менее и менее времени, стараясь свести самовнушение к простому короткому приказанию. Если у вас что-нибудь заболеет, скажите мысленно, твердо, уверенно, с силой, обращаясь к больному месту: “перестань болеть”. Если вы себе уколите руку и течет кровь, скажите: “кровь, перестань течь!”. Упражняясь таким образом, можно научиться производить очень интересные явления. Например, по произволу краснеть, бледнеть, расширять и суживать зрачки, управлять сердцебиением, движением кишок.

Поднявшись на пятый этаж или быстро пробежав большое расстояние, вы чувствуете сильное сердцебиение; попробуйте приказать ему: “бейся медленнее, спокойнее” и т.д. Считаю долгом предупредить, что при обращении к некоторым органам (например, к сердцу)нужно быть осторожным в. выражениях: мне известен случай, когда энергичное- приказание сердцу, сильно Лившемуся: “перестань биться”, — повлекло за собой быстрое замедление перебой и окончилось сильным сердечным припадком. Вообще только опыт и практика -могут дать определенные указания, которые лучше всяких описании и советов. Применяйте, упражняйтесь, и вы всего достигнете. Не будете упражняться, и самовнушение останется недостижимым, ибо в два-три приема нельзя достигнуть значительной власти над своими мыслями, чувствами и телом.


Воспитание взгляда

Взгляд, обладает силой и пронизывающий резкое -действие, принято называть магнетическим или сосредоточенным, кон;.! лрованным взглядом, причем различают: неприу 1'и и чарующий взгляд. Если взгляд производит тягостное, отталкивающее и болезненное действие, то его называют “дурным взглядом” или “дурным глазом”. Наоборот, взгляд кроткий, привлекательный называется “чарующим взглядом” и благотворно действует на окружающих.Первый порабощает, обезволивает людей и наблюдается у лиц энергичных, но преданных злу (черные маги, колдуны); вторая категория взгляда привлекает, зачаровывает, успокаивает и бывает у людей добрых, проникнутых любовью и состраданием к ближним.

Плиний уверяет, что в его время существовали люди, одним взглядом вносившие болезнь и смерть в семейство.Знаменитый путешественник Дюмон рассказывает о существовании в Азии людей, обладающих ядовитым взглядом, влекущим за собой болезнь и смерть” Он говорит: “У одного из этих чародеев был такой убийственный взгляд, что он опрокидывал и даже убивал на известном расстоянии животных и людей, подвергавшихся действию его взгляда.”

“Владетель той страны, услышав о нем, призвал его и, поставив в одно место шесть окруженных преступников, приказал ему испытать над ними силу своего взгляда.Чародей повиновался.Когда глаза его остановились на преступниках, то с этими несчастными сделались конвульсии и, наконец, они упали на землю мертвыми”.

Очень интересные сведения по этому вопросу можно почерпнуть в сочинении Е.П.Блаватской — “В голубых горах”, где она говорит о племенах туземцев Индии: Тоддах и My ллу-Ку румбах.

На воспитание взгляда необходимо обратить серьезное внимание.Не обладая магнетическим взгляда невозможно влиять на людей

Маги прошлого столетия очень часто употребляли силу взглядаради личной защиты.Подобную силу взгляда можно приобрести путем определенной тренировки, усиливающей действие взгляда и дающей в результате магнетический взгляд. Всеупражнения, служащие для этой цели, можно разделить на несколко групп, причем каждая группа упражнений производится в течение одного месяца.

I Группа упражнений. Укрепление глазных мьииц.

 Для развития и укрепления глазных мышц следует ежедневно посвящать по 10 минут каждому из следующих упражнений.—

1) На белом листе бумаги рисуют маленькую черную точку. Лист прикрепляют к стене так, чтобы точка была на уровне глаз. Садятся на расстоянии 1,5 аршина от стены; свет должен падать сзади или с левой стороны. Пристально смотрят на черную точку и, не спуская глаз с нее, вращают кругообразно головой, все время фиксируя точку. Постепенно нужно увеличивать радиус круга и быстроту вращения. Если появится боль и т.п., то. значит, упражнение сделано правильно:слишком быстро или радиус круга слишком велик.

Начинают это упражнение с одной минуты и доходят до 10 минут, прибавляя через несколько дней по одной минуте.

2) Нужно сесть на то же место, устремить взгляд на черную точку и фиксировать ее около минуты.

Затем быстро и плавно устремить взгляд на пол, потом сразу на потолок, направо и налево.Направляйте взгляд, стараясь смотреть, как можно пристальнее, в разные стороны, описывая зигзаги, круги, треугольники и т.п.Это упражнение можно видоизменять следующим образом.Как известно, каждая стена имеет четыре угла. Изобразим стену, обозначив углы буквами.Выбрав не занятую ничем стенку, прикрепите посредине лист бумаги с черной точкой.

Нужно сесть против точки и пристально смотрить на нее в течение 1 минуты.Затем быстро перевести”, взгляд на угол в и тотчас- же перевести его в угол а, потом снова устремить- на угол в.Проделать это упражнение несколько раз (1—5—10), а затем проделать его с углами г и б, а потом со всеми четырьмя углами в — г и а — б.

После этого направить взгляд на угол а и, быстро переводя на г, снова устремить его на угол а. Потом так же упражняются с углами в и б.Видоизменять это упражнение можно до бесконечности.Чем разнообразнее. будут движения, тем лучше разовьются и окрепнут  мышцы глаз.Упражняйтесь сначала 1 минуту, постепенно прибавляя, дойдите до 10 минут.

3) Устремите пристальный взгляд на черную точку и, не спуская с нее глаз, медленно поворачивайте голову (одну голову,, но не туловище) вправо, затем плавно и спокойно приведите ее в прежнее положение и медленно поворачивайте ее влево.Все время нужно как можно пристальнее смотреть на черную точку.При всех этих упражнениях стараться совсем не мигать, расширять глазные веки и смотреть пристально. Продолжительность упражнения та же, то есть начинают с одной и доводят до 10 минут.

II Группа упражнений. Развитие неподвижного и твердого взгляда.

Через месяц предыдущие упражнения останавливают и заменяют их следующими:

4) Садятся на • расстоянии 1,5 аршина от стены, на которой прикреплен лист бумаги с черной точкой. (Свет должен быть менее, чем умеренный).Устремляют пристальный взгляд на черную точку, фиксируя ее, не мигая.

В тот момент, когда чувствуется покалывание глаз, надо напряжением воли воспрепятствовать векам опуститься.Упражнение это начинают с 1 минуты и постепенно доходят, прибавляя по 1 минуте через 3—4 дня, до 10 минут.Следует научиться смотреть пристально, неподвижно и не мигая, по крайней мере, 5 минут. На это упражнение нужно обратить серьезное внимание, так как оно является основой многих других приемов.

5) Перевешивают бумагу с черной точкой на 1 аршин вправо от прежнего места, но по той же линии.Садятся и смотрят пристально 2—3 секунды на то место, где раньше была бумага, потом поворачивают-глаза (один глаз, но не всю голову) вправо и фиксируют (пристально смотрят) черную точку.Затем передвигают лицо влево и повторяют упражнение.При этом упражнении сидеть нужно на прежнем месте; передвигают только лист бумаги с черной точкой и поворачивают одни глаза,оставляя в покое туловище и голову.Продолжительность упражнения и распределение времени те же, что и раньше (см. упражнение №4).

6)Садятся напротив стены.Устремляют взгляд, на черную точку.Затем, оставляя туловище и голову в покое, направляют глаза в пол (на полу можно сделать точку тушью, мелом или просто приложить какой-либо предмет, например, монету) и пристально смотрят на избранную точку в течение 1 минуты.Постепенно увеличивают продолжительность фиксации до 5 минут.Затем, при прежних условиях (голову держат прямо), направляют взгляд на потолок, пристально смотря на какую-либо маленькую точку.Начинают с одной минуты и доводят его, постепенно прибавляя по 1 минуте, до 5 минут.

III Группа упражнений. Развитие проницательно-го магнетическою взгляда.

Оставьте упражнения второй группы и приступите к новым, имеющим целью придать вашему" взгляду проницательное выражение.

7) Садятся против зеркала и устремляют взгляд на свое изображение, поставив предварительно на переносье карандашом маленькую, едва заметную" точку. Пристально смотрят на переносье, фиксируя эту точку. Нужно воздерживаться от мигания.Взгляд должен быть неподвижно, пристально, но спокойно устремлен на точку.

Начните с одной минуты и постепенно научитесь пристально смотреть, не мигая и неподвижно, на переносье океаю 15 минут.Вскоре можно будет не ставить на переносье метки, а пользоваться только мысленным представлением ее.

8) Садятся против зеркала и, устремив взгляд на левый зрачок своего отражения, фиксируют зрачок, стараясь, если можно так выразиться, заглянуть в самой мозг.Затем направляют взгляд на правый зрачок и столь же пристально смотрят на него.Так как предыдущие упражнения несколько подготовили глаза, то можно начать сразу с 5 минут для каждого зрачка.

9) Представляя видоизменение №7, это упражнение является самым важным и требует умения пристально, упорно, не мигая, смотреть.Нужно научиться вкладывать в свой взгляд какое-либо чувство, причем мышцы лица должны оставаться совершенно неподвижными и спокойными.Все должно быть понятно из выражения глаз.Садятся против зеркала стараются вложить в свой взгляд, например, чувство любви и ласки.Представьте себе, что видите лицо, сделавшее вам много хорошего, — человека, к которому расположены и т.д., и старайтесь вызвать ласковое и доброе выражение глаз."Таким же способом научитесь выражать своим взглядом и другие чувства: неудовольствие, радость.Лицо же должно оставаться совсем без изменений.Сила такого взгляда колоссальна.Если вы устремите на больного свой взгляд с лаской и любовью, он почувствует облегчение, успокоится; вложив же в него всю злобу и ненависть, на которые способны, можно заставить здорового человека почувствовать тягость ее и захворать, а если наша магнетическая сила значительна, то даже умереть.Отказывая кому — либо, сделайте свой взгляд твердым, и проситель не замедлит удалиться. Разговаривая с возбужденным человеком, устремите на него спокойный взгляд, и возбуждение его исчезнет. Желая подчинить какого — либо человека, смотрите на него властно и уверенно: он смутится и уступит вашим желаниям.

Путем практики научаются применять концентрированный взгляд во всех случаях жизни.

Для укрепления глаз полезно применять глазные ванны.Налив в маленький тазик воды, надо опустить туда лицо, затем открыть глаза и стараться смотреть в воде.

Делайте так два раза в день. Сначала нужно употреблять воду комнатной температуры, а впоследствии можно перейти к совершенно холодной воде.

После упражнений следует смачивать глаза настоем очанки.

Большое значение имеет блеск глаз. Как известно, блестящие глаза производят более сильное действие,-чем взгляд тусклый и мутный.Одною из причин блеска глаз является питание.Люди, у которых имеется изобилие фосфора, могут пленить блеском своих глаз.Чтобы придать глазам блеск, яркость и оживление, нужно вводить в организм такие овощи, которые содержат фосфор (напр. шпинат и салат).Способствует блеску глаз употребление молока.Затем значительную роль играет хороший сон.На востоке воспитание взгляда является почти целой наукой, называемой “Трамака-Иога”.

Применение силы взгляда заключается в фиксации переносья лица, подлежащего воздействию.

Если оно стоит к вам спиной, то нужно устремить взгляд в затылок.Кроме того, пристально смотреть на субъекта нужно лишь в том случае, когда начинаете говорить вы сами, и как только заговорит собеседник, опустите сейчас же глаза и не смущайте его своим пристальным взглядом.

Что касается практического применения взгляда, то особенную силу взгляд приобретает лишь благодаря мысленному сосредоточенною, то есть тут уже играет главную роль мысленное воздействие, усиливаемое пристальным взглядом; поэтому о воздействии на людей путем взгляда будет подробно говориться при изучении психического влияния на расстоянии, здесь же посоветуем развить взгляд и использовать его на животных и окружающих лицах


Слово и жест



Несомненно, каждый должен был заметить те перемены, которые происходили в его физическом теле и психике. Самыми трудными местами курса, без сомнения, должны были показаться отделы контроля над мыслями, сосредоточения и достижения экстаза, который, как мы говорили, является результатом исключительного напряжения духовных сил и гармонической настройки с высшими планами. Тот огромный труд, который принимает на себя работающий в области Психургии, оправдывается высокой целью личного совершенствования и желанием принести посильную помощь эволюции окружающих жизней. Давая изучающим иногда трудные задачи, мы преследовали идею наиболее полного проникновения и подчинения физического организма психической силе. На первый план нами был поставлен ряд мускульных и дыхательных упражнений. Целью их было установить в человеке сознательность в мельчайших движениях мускулов и ритмичность кровообращения и дыхания. Это, в свою очередь, должно было породить ритмическое излучение электромагнетических токов организма. Упражнениямисосредоточения на той или другой части тела достигалась возможность произвольно управлять и сосредоточивать эти силы, - что служило , ключом производства магнетических феноменов. Изучающий не мог также не заметить, что плавность и спокойствие мысли всегда находились в связи с общей стройностью работы дыхания и нервов, а управлять последними можно было научиться, только овладев законами ритмического дыхания. В начале курса мы указывали на дыхание, как на главный источник питания и жизни организма, и нет сомнения, что только овладев им в совершенстве и заставив его работать ровно и со всей полнотой, можно достигнуть правильного и максимального распределения пранм в организме.

При опытах сосредоточения и передачи мысли на расстояние, организм приучался к тому, чтобы выделять ровным и мощным потоком психическую энергию.В опытах, где нами непрерывно-посылался в пространство ряд одних и тех же мыслей, мы старались указывать на соблюдение такой же ритмичности, как и при дыхательных упражнениях.

Теперь • нам необходимо напомнить читателям, что по-видимому во вселенной не существует прямолинейного движения и все вибрирует по законам ритма.Луна описывает спирали около Земли, которая винтообразным движением догоняет мчащееся с непостижимой скоростью Солнце, описывающее, вероятно, подобную же линию вокруг какого-нибудь неизвестного нам центра и т.д., все движется по кривым линиям, с ритмической правильностью.Все известные нам формы движения, такие как свет, звук, электричество представляют силу, вибрирующую в частицахэфира и различающуюся одна от другой скоростью движения и колебания.Мы знаем, что ритм Земли равен году, то есть в июле скорость ее движения  уменьшается, чтобы достигнуть апогея в декабре.То же и во всех вибрациях: частицы всех твердых тел, жидкостей и газов находятся в непрестанном движении, на основании тех же законов, которые управляют вселенной - “все во всем”. В мире нет неподвижности, все вибрирует, и у каждой вещи есть своя основная тональность, значение которой дает возможность видоизменять ее с помощью известного рода присущих ей “симпатических вибраций”. На этом основано произнесение заклинаний и мантр. Указания относително доминирующего тона дает тип вещи, принадлежность ее известной планете, потому что все действие происходит в астральном плане.

Психическая энергия обладает присущей ей, быстротой движения и подчинена тем же законам ритма, как и другие виды движения. Человеческий организм, в своем целом, настолько универсален, что вмещает в себя все известные нам виды энергии, и первоначальная задача Психургии - подчинять их психике, а также усиливать и выделять их вне. Это возможно только лишь в том-случае, если психика оказывает ряд ритмических воздействий на имеющиеся в распоряжении организма виды энергии. Идя дальше, могущество человека достигает возможности влиять не только на свой организм, но и на некоторые силы природы. Способы воздействия на них относятся к Церемониальной Магии, которой мы касаться не будем и ограничимся только указанием двух главнейших приемов, практикуемых в ней, - жеста и слова.Зная, что вся вселенная проникнута магнетизмом и что человек беспрестанно пропускает через себя его волны, по законам распределения их тока в организме, - значение жеста становится понятным.

Читателю известно, каким образом распределена полюсы в человеческом теле и как происходит пользование магнетическим током,пест, направленный в ту или иную сторону, магнетизирует пространство и позволяет человеческой психике воздействовать на него своими вибрациями.

Другой магический прием - слово, основан, во-первых, на законе воздействия ритмической вибрации на окружающую среду, а во-вторых, на символическом значении произносимых звуков.

Каждая вещь в природе находится в непрерывном движении, могущем быть выраженным той или иной музыкальной нотой, определение которой может быть сделано астрологическим анализом. Как известно, планетам соответствуют следующие тона:

 Сатурну (+”) - соль (G),

 Юпитеру (4) - ля (А),

 Марсу (of) - до (С),

 Солнцу (О) - ре (D).

 Венере (9) - ми (Е),

 Меркурию ($) - си (В),

 Луне (})) - фа (F).

 Что же касается соотношения вещей и планет, то указания этирассеяны во многих сочинениях, главнейшее из которых Кроллиус - “Сигнатуры”, но имеется и в “Магии” Пиоба.

Следовательно, для того чтобы повлиять звуком на какую-нибудь вещь, надо овладеть ритмом ее вибрации.

Мантры индусов и заклинания Церемориальной Магии имеют одну и ту же основу; разница между ними следующая. Мантра обычно составлена так, что сочетание звуков, в нее входящих, должно при произнесении с известной интонацией произвести колебание эфира,, а через более тонкое, колебание астрала, в котором возникнет астро-идея, соответствующая смыслу мантры, а эта, в свою очередь, должна оказать влияние на физический план и вызвать в нем те или иные изменения.

Заклинания отличаются от мантры тем, что они обычно в первой своей части содержат фразы, укрепляющие волю оператора, а уже затем - ряд слов и звуков, долженствующих действовать на окружающую среду, соответственно смыслу и цели заклинания. Нередко мы встречаем в заклинаниях собственные имена психических существ, управляющих той или иной областью, или каббалистические имена Бога, применяемые как высший авторитет.Звуковое построение тех или других строго рассчитано на их вибрационное воздействие, на сущность астрального и высшего планов. Произнесение имен всегда производится сообразно с музыкальным тоном планеты, соответствующей данному дню.


ТЕЛЕПАТИЯ



ЧТО НУЖНО УЯСНИТЬ СЕБЕ ПЕРЕД ЗАНЯТИЯМИ ТЕЛЕПАТИЕЙ
Обмен информацией на уровне биополей между человеком и окружающим его внешним миром называют телепатией (в Советском энциклопедическом словаре термин "телепатия" объясняется как передача мыслей и чувств на расстоянии без посредства органов чувств).
Естественная способность телепатии присуща немногим людям, в основной же своей массе люди ею не обладают. Но эту способность можно развить с помощью специальных упражнений. И тем, кто хочет этим заняться, необходимо уяснить для себя следующее:
1. Мера ответственности перед обществом человека, применяющего способности телепатии, очень велика. Если человек применяет их на благо общества, участвуя в поисках и спасении людей или в научных исследованиях, это достойно одобрения. Но нужно помнить, что работа телепата (в том числе-и во благо общества) должна быть квалифицированной, ибо в противном случае возможны большие психические неприятности и для самого телепата, и для людей, с которыми он работает. Если же человек хочет использовать телепатические способности просто из интереса, это нельзя считать достойным одобрения, ибо выдача информации в общее поле, без добрых намерений может вывести определенное количество людей из равновесия, толкнуть на необдуманные поступки. При использовании телепатии в корыстных целях или с целью причинения вреда определенным людям могут жестоко пострадать как сам телепат, так и объекты его воздействия.
2. Человек, использующий телепатические способности, должен обязательно уметь накапливать прану и иметь достаточно большой запас ее в нервных центрах. Дело в том, что энергия, распределяемая в здоровом организме (с учетом определенного запаса энергии в нервных центрах), целиком обеспечивает физические и психические процессы самого организма. И лишь в исключительных случаях, особенно драматических ситуациях, смертельно опасных для индивидуума, эта энергия автоматически, спонтанно переключается на передачу информации о сущности опасности в общее биомагнитное поле. Отсюда понятно, что человеку, занимающемуся телепатическими экспериментами, нужно постоянно заботиться о накоплении большого количества праны в нервных центрах.
3. Необходимо быть здоровым физически и психически. Для телепата в этом плане очень полезна Хатха-йога, укрепляющая здоровье (а также дающая навыки правильного дыхания и расслабления, необходимые при освобождении сознания). К Раджа-йоге, элементы которой нужно знать (в частности Пратьяхару), следует переходить только после основательного изучения и освоения Хатха-йоги.
4. В вашей жизни должен постоянно присутствовать положительный настрой. Нужно внушить себе, что в мире, который вы воспринимаете с помощью обычных органов чувств, все обстоит как нельзя лучше, а если и есть что-то несуразное, то недалеко то время, когда и оно исчезнет. Любые элементы беспокойства и неуверенности, присутствующие в вас перед освобождением сознания, могут настроить вас на прием такой информации, что ее восприятие в лучшем случае навсегда закроет вам дорогу в общее поле, в худшем - лишит возможности нормального мышления в обычных условиях.
5. Нужно уметь управлять собой в любых условиях жизни. Не овладев умением сдерживать свои эмоции, нельзя заниматься накоплением и посылкой энергии, ибо, сопровождаемая неуправляемыми эмоциями (часто отрицательными), эта энергия может быть энергией разрушения психики других людей. Допустим, вы научились концентрировать и посылать по желанию достаточно мощные разряды токов высокой частоты. При общении кто-то нечаянно обидел вас, вызвав у вас гнев. Разряд энергии, который получит от вас этот человек, будет настолько сильным, что может вызвать у него глубокое нервное потрясение. Этот человек может серьезно заболеть.
6. Умение расслабляться, освобождать тело от напряжения не менее важно, чем умение концентрировать, направлять и посылать энергию отдельным участкам тела или во внешнюю среду. Зажимы в определенных участках тела являются очагом возбуждения, к которому устремляется энергия из остальных клеток тела - близлежащих и отдаленных. И это может помешать освобождению сознания.
ОБСТАНОВКА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ И ПОЗЫ

ПЕРЕДАЧА ЭНЕРГИИ И ИНФОРМАЦИИ ОТ ИНДУКТОРА К ПЕРЦЕПИЕНТУ

ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ ИЗ ПРЕДМЕТОВ